Опыт работы преподавателем русского языка и литературы в физико-математическом лицее.
Я требовательный преподаватель и много усилий вкладываю в работу. От ученика жду того же, иначе не может быть гарантии высокого результата. Не заинтересована в тех, кто не будет заниматься серьёзно. Мои обязательные условия:
1) выученная к каждому занятию теория – абсолютно все материалы выдаю на руки,
2) хорошо сделанные объёмные домашние задания, которые составляю индивидуально для каждого ученика, именно под его систематические ошибки,
3) отсутствие пропусков без уважительной причины.
Подготовка к ОГЭ.
Cам по себе ОГЭ по русскому языку – несложный экзамен, и ученика можно натаскать на тесты. Сложность заключается в том, что к 9-му классу у ребят накапливается множество пробелов и нет стройной системы в голове, а в тест входит программа 5–9 классов (лишь треть теста охватывает программу 9-го). Поэтому весь год ученики вынуждены параллельно с освоением программы 9-го класса вспоминать (а то и проходить заново) всё, что было в предыдущие годы. При этом количество уроков русского в школе сокращается, и на ученика сваливается слишком много информации сразу. Оказывается, что большие пробелы везде. Ученик начинает чувствовать, что уже ничего не понимает и ничего не знает.
Моя задача – постепенно устранить накопившиеся пробелы, свести отрывочные знания в систему, тогда новый материал будет усваиваться легко и прочно. Я по возможности даю углублённо школьную программу, стараюсь научить ребёнка думать самостоятельно. Обязательно показываю, что из программы 9-го класса (и, конечно, пройденного прежде) понадобится для сдачи ЕГЭ в 11-м классе, и, забегая вперёд, тренирую по всевозможным типам заданий, не ограничиваясь натаскиванием на одни лишь тесты ОГЭ.
Подготовка к ЕГЭ.
В отличие от ОГЭ, ЕГЭ – экзамен действительно сложный. Тесты большие и охватывают все основные темы школьной программы 5–9 классов. Если раньше в некоторых заданиях можно было обойтись отрывочными знаниями, что-то сделать интуитивно ("врождённая грамотность") или пользуясь принципом исключения, то с 2018 года формулировки заданий изменили так, чтобы сразу стало ясно, владеет ученик материалом или нет.
Моя задача – постепенно устранить накопившиеся пробелы, свести отрывочные знания в систему и тем самым обеспечить более глубокое освоение материала, со всеми тонкостями. Я работаю со всевозможными сборниками, учебниками, справочной литературой, задания составляю индивидуально – их будет по-настоящему много. Как только тема пройдена, по ней обязательно задаётся домашнее задание; пройдена ещё тема – ещё одно задание (плюс к предыдущему); пройдена третья тема – уже три задания... по принципу снежного кома. Самые ёмкие и сложные темы поэтому будут разобраны как можно раньше, чтобы на их отработку и закрепление у нас оставалось достаточно времени. Только так можно гарантировать, что к экзамену ученик всё успеет, ничего не забудет и быстро и правильно сделает тест (а это 60 % первичных баллов), сэкономив время для сочинения (на которое приходится 40 % первичных баллов).
Я занимаюсь только с учениками, заинтересованными в серьёзной работе. С теми, кто ничего не делает, ничего не учит, пропускает уроки и лишь тратит моё и своё время, я неизбежно расстаюсь – сразу, как только понимаю, что не могу дать гарантии результата.
Ясно, что мотивированы на подобный труд не многие ребята. Даже самые сознательные из них могут отвлекаться или просто устать и начать уклоняться от работы. Конечно, я не могу заставить 11-классника учиться, поэтому важно помнить, что занятия с репетитором предполагают сотрудничество трёх сторон – репетитора, ученика и его родителей. Без контроля родителей в большинстве случаев результат на экзамене оказывается ниже, чем мог бы, и я приветствую регулярные звонки родителей, рассчитывающих на высокие баллы.