От каждого – по способностям

Если раньше наличие таланта считалось скорее редкостью, то сегодня мы все чаще слышим, что каждый человек может стать востребованным художником, выдающимся музыкантом или знаменитым писателем. Главное – найти свой скрытый потенциал. Являются ли исключительные способности врожденными или приобретенными, всегда ли гениальность проявляется уже в детстве и нужно ли на протяжении всей жизни стремиться обнаружить в себе особый дар – разбираемся вместе с экспертом, преподавателем Ассоциации Репетиторов.

Когда мы говорим о таланте, то подразумеваем в первую очередь предрасположенность к тому или иному типу творческой деятельности – будь то живопись, поэзия, музыка и т.д. Однако в действительности неординарные способности могут проявляться во многих профессиональных, бытовых и личностных сферах. Если верить опубликованной в 1983 году книге «Структура разума» американского психолога Говарда Гарднера, автора теории множественного интеллекта, существует целых семь видов талантов:

  • Вербально-лингвистический: отвечает за сбор и ретрансляцию информации;
  • Цифровой: подразумевает исключительные математические и логические навыки;
  • Пространственный: формирует развитое абстрактное мышление;
  • Физический: способствует достижению заметных успехов в спорте;
  • Личностный: синонимичен понятию «эмоциональный интеллект»;
  • Межличностный: позволяет эффективно выстраивать отношения с другими людьми;
  • Ориентированный на взаимодействие с окружающей средой: свойственен тем, кто связывает свою жизнь с изучением природы.

 

От каждого – по способностям

Источник фото

Как правило, личность обладает комплексом способностей, одна или две из которых выходят на первый план: например, человек вполне может быть одновременно профессиональным журналистом и одаренным оратором. Британский актер Стивен Фрай пишет романы, а Альберт Эйнштейн хорошо играл на скрипке. В то же время, вряд ли стоит буквально толковать расхожее выражение «талантливый человек талантлив во всем»: речь здесь идет скорее о том, что тот, у кого есть выраженный творческий дар, часто в целом более широко мыслит.

Способности – от слова «способ»

С ответом на вопрос, является ли талант врожденным или приобретается с годами, дело обстоит сложнее. С одной стороны, некоторым людям действительно по определению лучше других удается рифмовать слова, подбирать оттенки цветов, проводить эксперименты или ставить диагнозы: даже среди студентов-первокурсников одного факультета, сознательно выбравших профессию, можно выделить тех, кто превосходит других именно в способностях, а не в трудолюбии или умении схватывать материал на лету.

С другой стороны, на данный момент не существует научных исследований, которые бы однозначно доказывали, что предрасположенность к живописи, медицине или столярному делу заложена в человеке генетически. Даже если мы говорим о династиях музыкантов, цирковых артистов или ученых, нужно учитывать, что на выбор сферы деятельности влияют несколько факторов:

  • Семья. Случаи, когда ребенок начинает заниматься чем бы то ни было под влиянием мамы и папы, встречаются очень часто, и далеко не каждому родителю хватает мудрости вовремя прекратить насильно водить чадо в нелюбимую художественную школу или спортивную секцию;
  • Окружение. Дети склонны перенимать интересы друг друга, а в подростковом возрасте стремление ни в чем не отличаться от одноклассников порой приводит к тому, что целые параллели захватывает повальное увлечение бисероплетением, орнитологией или гонками на велосипедах;
  • Информационный фон. Неофициальный перечень профессий, которые считаются модными, обновляется примерно раз в 5-7 лет, и если сегодня человек хочет стать дизайнером или, например, куратором выставок, не факт, что у него есть к этому исключительные способности: возможно, он просто пошел на поводу у общественного мнения.
От каждого – по способностям

Источник фото

«Периодически я встречаю родителей, которые говорят: «Мой ребенок хорошо учится в обычной школе, а в музыкальной с большим трудом получает “четверки”». Или наоборот. То есть проявляет способности к одному роду деятельности, но не проявляет к другому, – рассказывает Дмитрий Алексеевич, преподаватель музыки, студент Российской академии музыки имени Гнесиных. – Давайте сначала разберемся, что такое способности и чем они отличаются от, собственно, таланта. На мой взгляд, талант базируется на гуманитарном или техническом складе ума, и оба эти направления дают широкий выбор профессий. Способности же необходимо в себе раскрыть или развить. Обратите внимание на корень этого слова: «способ». Способу всегда можно обучиться – в том числе с помощью грамотного педагога.

Впрочем, важно понимать, что подход к образованию и восприятие образованного человека в России и в Европе разнятся. Для нас образованный человек – это тот, кто на высоком уровне разбирается в определенной литературе (в первую очередь, русской классической), в определенной музыке, в творчестве определенных художников. На Западе же человек считается образованным, если он знает много, но дозированно, а значит у него есть представления о целом ряде сфер, пусть и в небольших количествах.

Соответственно, основная задача воспитания ребенка – продемонстрировать ему различные способы. Мы показываем ему, как писать, как читать, как играть на пианино, как собирать конструктор, как смешивать реактивы, как рисовать и т.д. Мы лишь направляем его и даем понять, как устроен тот или иной род деятельности, а потом уже он сам, в зависимости от склада ума, выбирает себе профессию и призвание».

Есть ли у таланта возраст?

Одно из наиболее распространенных заблуждений, связанных с понятием таланта, заключается в том, что он якобы непременно должен проявиться уже в раннем детстве: мол, если двухлетний ребенок не рисует шедевры на обоях, то великим художником он вряд ли станет. Однако вундеркинды вроде Моцарта встречаются крайне редко, а детям в процессе познания мира вообще свойственно пробовать себя в самых разных областях. Поэтому, когда родители приводят сына или дочь дошкольного возраста к педагогу и рассчитывает по истечении нескольких занятий получить обратно профессионального музыканта, их надежды часто подпитываются собственными амбициями и в результате идут прахом.

«Как преподаватель я, конечно, обрадуюсь, узнав, что еще один человек захотел стать музыкантом, — говорит Дмитрий Алексеевич. — Вместе с тем, я прекрасно понимаю: вероятность того, что ребенок на 100% самостоятельно принял такое решение, крайне мала. Скорее всего, постарались либо мама и папа, которые в свое время сами хотели играть на музыкальном инструменте, но не получили такой возможности, либо другие старшие родственники. Я всегда говорю, что родитель, отдавший пятилетнего ребенка в профессиональное учебное заведение, лишает его всех прав.

От каждого – по способностям

Источник фото

Одно дело, когда речь идет о выборе профессии незадолго до поступления в вуз: к тому времени у человека уже есть опыт и комплекс талантов. И совсем другое, когда у дошкольника фактически отбирают детство – причем обычно против его воли. Вход в профессию музыканта происходит очень рано, сама по себе она требует полной самоотдачи: существуют школы, в которых совсем маленькие дети ежедневно проводят за инструментом много часов. Не кажется ли вам такое положение вещей нечестным по отношению к ребенку? Мне кажется.

Какие бы ни были способности у ребенка, я не посоветую ему в 5-6 лет начинать заниматься музыкой профессионально. Если же его желание будет большим, а возможности – посредственными, то дам понять, что для достижения прогресса в учебе потребуется значительно больше усилий. Конечно, технику игры на рояле можно развить, но стоит ли это потраченных сил и времени – большой вопрос».

Психологи утверждают, что лишь 10-15% людей в возрасте 3-5 лет уже демонстрируют устойчивый интерес к литературе, живописи, науке или кулинарии – словом, стремятся все свое время посвящать конкретному роду деятельности. Большинство «созревает» позже: в 8-9, а зачастую в 10-12 лет. Кроме того, наличие таланта далеко не всегда подразумевает, что он будет мгновенно оценен обществом: история знает массу примеров гениальных художников, писателей и ученых, чья посмертная слава оказалась в разы громче прижизненной.

Никто не обязан быть талантливым

Наконец, необходимо разобраться, можем ли мы утверждать, что каждый человек по определению талантлив – главное, суметь вовремя понять, какой дар в тебе заложен, и раскрыть его. Ну, или упорно, целенаправленно трудиться на протяжении всей жизни, чтобы, в конце концов, преуспеть в профессии или творчестве. Специалисты в области личностного роста даже дают рекомендации, которые якобы позволяют обнаружить в себе талант:

  • Например, можно попробовать честно ответить на вопрос: «Чем бы я занимался, если бы был не ограничен в деньгах и свободном времени?»,
  • Или соглашаться на любые, даже самые неожиданные предложения о работе;
  • Или взять себе за правило раз в пару месяцев пробовать новое хобби – неважно, что это будет: резьба по дереву, бег или наблюдение за птицами;
  • Или расспросить родственников или друзей: вдруг они давно уже разглядели в тебе талант, о котором ты сам не подозревал?

Все эти советы безвредны, а в ряде случаев могут даже принести видимую пользу – при условии, что человек достаточно уверен в себе, умеет трезво оценить свои слабые и сильные стороны и не придавать слишком большого значения своим победам и поражениям. Увы, встречаются такие уникумы нечасто.

«Согласитесь, каждый человек индивидуален в своих способностях и мировосприятии, — считает Дмитрий Алексеевич. — Говоря о таланте мы, как правило, сравниваем людей по степени одаренности, не учитывая при этом, что за успехами одних и неудачами других всегда стоят определенные, часто достаточно веские обстоятельства.

От каждого – по способностям

Источник фото

На мой взгляд, талант есть у всех и ко всему. Другое дело, что педагогика – очень тонкий процесс, который требует глубоких познаний в области детской психологии. Когда ребенок разбирается в предмете не так быстро и хорошо, как нам хотелось бы, мы склонны сразу навесить на него ярлык бесталанности категоричным «Ты не можешь играть» или «Ты не можешь петь». Разумеется, это чревато серьезными негативными последствиями».

Зачастую мы ищем доказательства своей исключительности вовне, жестоко разочаровываемся, если не находим, и погружаемся в состояние глубокой фрустрации, чтобы потом с новыми силами отправиться на поиски своего предназначения. А ведь талант – категория в известном смысле условная, не поддающаяся объективной оценке: есть немало людей, которые называют романы Толстого тягомотиной, а картины Ван Гога – мазней.

Вместо того, чтобы поедать себя изнутри за недостаточно развитые способности к живописи или музыке, стоит прежде всего самостоятельно или с помощью психолога разобраться, что скрывается за истовым желанием обнаружить в себе скрытый потенциал, и выяснить, кому, а главное, зачем вы стремитесь доказать, что он у вас есть.

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 14 октября 2016